Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный театр Отражение

Пояснительная записка
Актуальность программы
Обновленные образовательные стандарты в качестве основной цели и
одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России. Таким образом, процесс образования понимается не только как
процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс
развития личности.
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие
очень велико. Одна из важнейших особенностей искусства – это отражение
действительности в художественных образах, которые на сознание и чувства
влияют ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и
явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному
содержанию и совершённые по художественной форме, формируют
художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не
только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Наряду с
общекультурным
развитием
школьника,
реализуется
еще
ряд
функциональных
направлений
–
развивающее,
корректирующее,
профилактическое. Образное перевоплощение, обыгрывание образов,
действий помогает развитию уверенного поведения с одной стороны, и
снижению негативных внутриличностных тенденций – с другой стороны.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость
в разработке и реализации программы в области театрального искусства.
Основным концептуальным положением данной программы стало
понимание использования и координации всех практических навыков,
приобретаемых
учащимися
в
процессе
освоения
занятий
по
художественному слову. Синергия физического, эмоционального и
интеллектуального аппарата ребенка способствует гармоничному развитию
внутриличностного компонента.
Составляющими
компонентами
социальной
функциональной
грамотности школьника в аспекте содержания Программы выступают:
– умение четко и уверенно выражать, и отстаивать свою позицию;
– умение сочувствовать, сопереживать, понимать свои эмоции и
эмоции других людей;
– готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации,
приспосабливаться к различным ситуациям;
– умение видеть, принимать и корректировать свои недостатки;
– готовность к пониманию и принятию позиции другого человека;
– способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать
2

возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения с
учетом полученного эмоционального опыта;
– умение находить нестандартные новые решения;
–
развитие
качественного
понимания,
литературной
и
общечеловеческой ценности культуры и искусства;
– развитие художественно-эстетического компонента личности
подростка;
– подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в
области театрального искусства.
Нормативная основа для разработки программы
Нормативной основой для разработки программы «Театр детям» для
учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы стали следующие
документы:
– Конституция Российской Федерации(принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 44 Конституции РФ.
– Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 (в ред. От 24.03.2021);
– Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена
«Стратегия развития воспитания в российской Федерации на период до 2025
Года».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
– Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций. / Москва, 2021 г.
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020);
– Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года».

3

Программа построена с учетом следующих принципов.
Принцип возрастного соответствия. В старших классах у
большинства учащихся уже сформированы профильные ориентиры,
подростки уже определились с профессиональным направлением и оно у
всех разное, но навыки владения телом и голосом необходимы для всех.
Принцип социальной безопасности. Для подростков важно
находится в психологически безопасной среде, где нет места насмешкам и
критике. Театральная деятельность помогает моделировать ситуации не
успешности и прорабатывать положительные способы выхода из ситуации.
-Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется в необходимости выстраивать свое время, действия и
поступки с учетом влияния коллективного фактора.
Место программы в плане развития школы.
Программу внеурочной деятельности обучающихся МАОУ СОШ № 6
«Школьный театр «отражение» следует рассматривать как составную часть
программы воспитания и социализации личности учащихся школы.
Цель реализации программы: воспитание основ культурноэстетических и духовно-нравственных качеств личности подростков и
старшеклассников средствами театрализованной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
– сформировать основные теоретические понятия о сценическом этюде и
его драматургическом построении; о создании сценария спектакля и форме
его написания; о выразительных средствах сценического действия и их
разновидностях; об особенностях различных школ актерского мастерства;
– повысить у обучающихся интерес к изучению художественной
литературы и искусства;
– сформировать умения по комплексному использованию знаний по
разным предметам.
Развивающие:
– развивать и реализовывать творческие способности подростков;
– развивать навык запоминания и воспроизведения текстов;
– сформировать модель уверенного и бесконфликтного поведения
подростка в обществе;
– развивать у обучающихся навыки softskills: коммуникативность,
критическое мышление, эффективное межличностное взаимодействие,
креативность.
– развивать в процессе работы на сцене в форме творческой мастерской
и творческой лаборатории: наблюдательность; ассоциативное и образное
4

мышление;
чувство
ритма;
логическое
мышление;
способность
анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли; уметь
донести свои идеи и ощущения до зрителя.
Воспитательные:
– сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство
ответственности за свои действия;
– развивать у обучающихся культуру нравственного поведения в
социуме;
– сформировать у школьников сознательное внутренне положительное
отношения к личностному росту и росту личности внутри группы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
стремление участвовать в социально значимой и социально оцениваемой
деятельности; готовность к сотрудничеству и партнѐрскому сотворчеству;
умение осознавать роль речи, жестов, мимики, телодвижений в жизни люде
умение оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их
уместности, тактичности в данной ситуации; умение объяснять и оценивать
поведение людей в общении, в том числе через мимику, жесты,
телодвижения; умение делать выводы о настроении человека по его
внешнему состоянию; умение осознавать свою ответственность перед
коллективом.
Познавательные УУД:
умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на
разнообразие способов решения задач; умение осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и
точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; умение договариваться,
находить общее решение, работать в группах; умение аргументировать своѐ
предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия
партнѐра по деятельности; умение задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
формировать способность адекватно использовать речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; уметь
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
моделирование различных ситуаций поведения в школе и других
5

общественных местах; различение допустимых и недопустимых форм
поведения; умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников;
умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания.
Предметные результаты:
умение различать словесное и вербальное общение; умение различать
характер общения, его смысловой направленности с учетом знания
вербальных способах общения; осознавать роль несловесного, вербального
общения при взаимодействии людей, уместность использования различного
темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; умение
распознавать и вести диалог; умение отличать художественный текст от
других видов текстов; умение использовать артикуляционный аппарат для
передачи настроения; умение создавать несложные костюмы, декорации,
маски для постановок и инсценировок; умение осознавать значение тона,
смыслового ударения как несловесных средств устного общения; умение
определять и характеризовать особенности героев произведения; умение
использовать изученные театральные приемы в работе над ролью.
Метапредметные результаты:
приобретение
школьниками
социальных
знаний
о
ситуациях
межличностного
взаимодействия,
их
структуре,
пространстве
взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о
самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; освоение способов
исследования поведения человека в различных ситуациях, инструментов
воздействия на аудиторию, понимания партнѐра; знакомство с театральными
профессиями и особенностями работы театральных цехов; расширение
кругозора в области литературы, познакомиться с творчеством поэтов и
писателей изучаемых художественных произведений; расширение кругозора
в области истории, изучить эпохи произведения (быт, костюм, нормы
поведения).

Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
творческих заданий. Проводится показ отдельных эпизодов или сцен из
спектакля; выполнение тестовых творческих заданий по разделам
6

программы; тестирование; участие в конкурсах, викторинах по пройденному
материалу; самооценка обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого
отчета, который проходит в два этапа:
1 день – конкурсные творческие задания по изученному материалу, чтение
наизусть, этюд на взаимодействие.
2 день – показ спектакля.

Целевая аудитория (контингент слушателей)
Учащиеся 5-11 классов МАОУ СОШ № 6.
Объем программы
Общая трудоемкость программы составляет: 136 часов.
Форма проведения занятий: очная (составление сценария, репетиции,
беседы, практикумы)
Сроки реализации программы
Программа реализуется 4 раза в неделю в параллели 5-11-х классов в
течение учебного года.

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

Название
раздела/темы

Количество часов
Формы работы
всего теория практика
Вводное занятие
1
0,5
0,5
Беседа,
инструктаж
Основы театральной 19
12
7
Беседа,
культуры
педагогическое
наблюдение,
опрос,
тестирование,
творческие
задания
Сценическая речь.
29
3
26
Упражнения,
Культура и техника
художественное
речи
чтение, конкурс
чтецов
Ритмопластика.
17
1
16
Упражнения,
Театральные игры
этюдные
зарисовки, игры,
сцены
Актёрское
34
2
32
Творческие
мастерство.
задания,
Предлагаемые
рефлексия
обстоятельства
Знакомство
с 34
4
30
Репетиция,
драматургией
рефлексия, показ
(работа над пьесой и
спектакля
спектаклем)
Итоговое занятие
2
2
Творческий отчёт
Итого
136
22
114

8

Список литературы
1. Буткевич, М.М. К игровому театру : лирический трактат в двух томах. Т.
1 / М. М. Буткевич ; М.М. Буткевич. - М. : Изд-во "ГИТИС", 2020. – 703 с. –
ISBN 978-5-91328-066-4 : 770.00.
2. Буткевич, М.М.К игровому театру : лирический трактат в двух томах. Т. 2
/ М. М. Буткевич ; М.М. Буткевич. - М. : Изд-во "ГИТИС", 2020. – 487 с. –
ISBN 978-5-91328-060-2 : 660.00.
3. Сахновский, В.Г. Режиссура и методика ее преподавания [Текст] : учеб.
пособие для студентов театральных вузов / В. Г. Сахновский. – М. : ГИТИС,
2020. - 295 с. - 350.00.
4. Судакова, И.И. От этюда к спектаклю [Текст] : учеб. пособие / И. И.
Судакова. – М. : ГИТИС, 2014. - 124 с. - ISBN 978-5-91328-148-7 : 350.00.
5. Чехов, М.А.Путь актера. Жизнь и встречи [Текст] / М. А. Чехов. – М.;
Владимир : АСТ: Астрель: ВКТ, 2019. – 556 с. – (Мемуары. Биографии). –
ISBN 978-5-17-043665-1 (Изд-во "АСТ"). – ISBN 978-5-271-33340-8 (Изд-во
"Астрель"). - ISBN 978-5-226-03327-8 (Изд-во "ВКТ") : 220.00.
6. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9 т. // М.: Искусство, 1989.
7. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. // М.: Вагриус, 2018.
8. Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера: Хрестоматия. // Любое
издание, 2018
9. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. // Ред.-сост. В.В.
Иванов. М.: Индрик, 2011.
10. Буткевич М.М. К игровому театру. Лирический трактат.1 т. // М.: Изд-во
ГИТИС, 2010.
11. Гончаров А.А. Режиссёрские тетради. В 2 томах // М.: Изд-во ВТО, 1980.
12. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи. Очерки.
Портреты. // М.: Изд-во ГИТИС, 1971.
13. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. // М.: Изд-во ГИТИС, 2019.
14. Мастерство режиссёра. Сборник. Под общей ред. Н.А. Зверевой // М.:
Изд-во ГИТИС, 2002.
15. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. // М.: Искусство, 1968.
16. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля // М.: Изд-во ГИТИС,
2019.
17. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2х томах. // М.: Искусство, 1984.
18. Чехов М.А. Творческое наследие в 2х томах. // М.: Искусство, 1995.
19. Эфрос А.В. Профессия-режиссёр. // М.: Фонд «Русский театр»,
Издательство «Парнас», 1993.
9

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия
«Кругосвет». – Режим доступа:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
3. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworld-theatre.ru.
5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа:
http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа:
http://www.theatreplanet.ru/articles
8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа:
http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
9. Средневековый театр. – Режим доступа:
http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06
10. Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru
11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим
доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
12. Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
13. История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php
14. Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
15. Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим
доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru
17. Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».